Автор Тема: Собаки и Православная Церковь  (Прочитано 7764 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Елена

  • Высокий уровень метаболизма, интенсивная работа нейронов, постоянные выбросы адреналина в кровь и ускоренный цикл Кребса.
  • Администратор
  • Да живу я тут
  • *****
  • Сообщений: 15766
  • Спасибо 57
    • Imperial Gold
Собаки и Православная Церковь
« : Ноября 18, 2007, 19:42:27 pm »
Протоиерей Максим КОЗЛОВ, настоятель храма св. мц. Татианы при МГУ:

"Собаки очень хорошие животные, и они, как и все животные, сотворены Богом, поэтому каждый человек может держать дома любое количество собак, если только это не становится для него страстью. Но встречаются случаи, когда священники отказываются из-за собак освящать квартиры. А также иногда можно столкнуться с тем мнением, что собака "плохое" животное, и в нее может вселиться бес. Надо сказать, что подобные заявления носят личный характер, то есть они никогда Церковью не догматизировались.

С точки зрения православного богословия собака не лучше и не хуже кошки. Скорее всего, кошку допустили в дом и храм лишь потому, что там водились мыши. Например, русский проповедник после эмиграции жил в Индии. Он был священником, и, живя на чужбине, построил себе храм. Построил специально на какой-то священной языческой горе, чтобы его никто не беспокоил. Однажды, войдя в храм, он увидел, что на престоле спит кобра. Тогда он спокойно взял ее и выбросил. Что взять с животного, оно ведь не знает что такое престол. Но если следовать существующему мнению, то кобра страшнейший зверь, а священнику вообще надо было немедленно уезжать? Он даже переосвящать ничего не стал. Такое же отношение должно быть и к собакам. Никакая тварь не может выгнать Бога ни из нашей квартиры, ни из храма. А ведь сколько раз собаки спасали людей! Взять хотя бы воспоминания митрополита Нестора - "Моя Камчатка". Он описывает множество случаев, когда эти животные помогали, отогревая, и вытаскивая из воды, и выводя из тундры. Многие северные народы живут вместе с собаками в юртах, но при этом же они не перестают быть людьми. Они к собакам относятся как к членам семьи. Иначе там просто нельзя. Наверняка владыка Нестор и освящал эти жилища, и молился вместе с этими людьми. "

Моисеев Димитрий, священник:
"Мешает ли собака благодати?


Каждый православный христианин знает о существовании в нашей Церкви Священного Предания. Занимает в ней должное место и церковное предание. Но, к сожалению, почти каждому из нас приходилось сталкиваться с так называемым "околоцерковным" преданием, которое к Православной Церкви не имеет решительно никакого отношения, но, тем не менее, живет возле нее. Увы, далеко не все верующие имеют достаточно знаний, чтобы отличить действительно церковное учение от псевдоцерковного, и, вместо того, чтобы решительно отвергнуть последнее, невольно становятся его распространителями.

К числу подобных "околоцерковных" преданий относится и мнение о недопустимости нахождения собак в квартирах и иных помещениях, где есть иконы и другие святыни. Говорят, что якобы нельзя освящать те квартиры, где живут собаки, а если собака войдет в освященное помещение, то его необходимо заново освятить. Возникает вполне резонный вопрос: а в чем же виновата собака, и каким образом она может помешать благодати Божией? Обычно отвечают, что, поскольку в Священном Писании Ветхого Завета собака названа нечистым животным, то, следовательно, она своим присутствием оскверняет святыню.

Если для людей, придерживающихся такого мнения, недостаточно Господних слов, сказанных апостолу Петру, а именно: "Что Бог очистил, не почитай нечистым" (Деян., 10, 9-15), постановления Апостольского Собора, отменившего необходимость соблюдения христианами Ветхозаветного закона (Деян., 15, 24-29) и иных свидетельств Нового Завета, то им нелишне будет узнать, что говорят Святые Отцы о причине разделения в Ветхом Завете животных на чистых и нечистых, а также в чем именно заключается эта нечистота. Великий византийский богослов IX века святитель Фотий, патриарх Константинопольский (память 6 февраля ст.ст.) пишет об этом следующее: "Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми-не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое предав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда - ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился.

Итак, миротворение Божие произвело все создания весьма хорошими и природа всего - самая наилучшая. Неразумное же и беззаконное людское употребление, осквернив многое из созданного, заставило что-то считаться и называться нечистым, а что-то, хотя и избежало наименования нечистого, дало повод боговидцу предусмотреть другой способ пресечь их осквернение, чтобы тем и другим образом изъять из мыслей израильтян многобожие и добиться безупречности. Ведь и наименование Нечистого, и использование, отдающее жертвенное [мясо] чреву, не позволяет мыслить и даже просто вообразить в них нечто божественное или почтенное.

Если же кто-то скажет: "Тогда почему Ною, когда еще не был дан закон Моисеев, предписывается в Писании разделить чистых и нечистых и ввести их в ковчег (ср. Быт 7:2)?", пусть знает, что никакого противоречия нет. Ибо… если животные именуются не по тем признакам, по которым они распознавались тогда, но по тем, которые стали известны позже, то ничто не опровергает вышеприведенное рассуждение. Ведь и книгу Бытия пишет не Ной, который жил до закона, а Моисей, положивший закон о чистых и нечистых. Если же то, что впоследствии вошло в закон, было предвозвещено Ною, ничего удивительного, потому что и когда еще не наступило всеобщее крушение, он, получив знание о нем, не усомнился. Тогда как же он, услышав о различении чистых и нечистых, сообразил произвести их разделение? Только что сказанное отвечает и на это: тот, кто узнал о всемирном крушении прежде, чем оно наступило, и обрел благодать от Бога сохранить семя человеческого рода, никоим образом не замедлил и получить свыше распознавание чистого и нечистого, хотя употребление этих наименований еще не было в обычае" (Свт. Фотий. Амфилохии. Альфа и Омега, №3(14), 1997, стр. 81-82).

Таким образом, взгляд Святого Отца на проблему нечистых животных вполне очевиден: дело не в естестве твари, по естеству, по природе все животные весьма хороши. Нечистыми некоторых животных Моисей назвал, стремясь оградить свой народ от поклонения им. В наше время (да и уже во время земной жизни Христа) такой угрозы не существует. Поэтому "дискриминация" собак православными христианами не имеет под собой основания. Нужно сказать, что в канонических правилах Русской Церкви есть постановление, запрещающее вводить собак в храм, поскольку пребывание собаки в нем не является уместным в силу присущих ей особенностей (запах, беспокойное поведение, нарушающее благоговейный порядок и тишину храма, и т.д.). Однако это запрещение касается только храма и мотивируется отнюдь не тем, что собака оскверняет святыню и препятствует благодати Божией пребывать в храме. Соответственно и наличие собаки в доме никоим образом не может помешать благодати. Отгоняет от нас эту благодать не собака, а наша греховная жизнь, освободиться от которой гораздо сложнее, нежели от собаки. Поэтому никакого препятствия для освящения квартиры наличие в ней собаки не представляет [...].

И давайте почаще обращаться к святоотеческому наследию, к этой поистине неисчерпаемой сокровищнице духовной мудрости, ведь только там мы сможем найти правильный ответ на те или иные вопросы, которые ставит перед нами жизнь."

Комментарии священнослужителей
Не строю в душе из себя недотрогу. И честно добавлю, характер - не мёд.             
                                                                                                    Вчера чёрный кот уступил мне дорогу и, сплюнув три раза, попёрся в обход..

Оффлайн Елена

  • Высокий уровень метаболизма, интенсивная работа нейронов, постоянные выбросы адреналина в кровь и ускоренный цикл Кребса.
  • Администратор
  • Да живу я тут
  • *****
  • Сообщений: 15766
  • Спасибо 57
    • Imperial Gold
Re: Собаки и Православная Церковь
« Ответ #1 : Ноября 18, 2007, 20:41:49 pm »
Нет ни одного церковного канона, воспрещающего собакам жить в жилище человека. Церковь знает многие случаи, когда домашние животные жили под одной крышей со святыми. Например, у преподобного Нектария Оптинского в келье было множество котов. Преподобный Нектарий говорил: "У преподобного Герасима Иорданского был лев, у преподобных Сергия и Серафима были медведи, но они великие угодники Божии, а мы люди маленькие, поэтому у нас кошечки". В келье святителя Тихона, патриарха Московского жил большой кот, которому Святейший дозволял даже лежать на своем письменном столе. У святого страстотерпца царевича Алексия было два домашних любимца: кокер-спаниель Джой и кот Зубровка. Они сопровождали Царскую Семью и в ссылки в Тобольск и Екатеринбург. Кокер Джой был верен своему хозяину до смерти, его расстреляли вместе с Царской Семьей. Джой - это как бы укор нашему народу. Пес оказался верным до смерти своему хозяину, в то время как русские люди предали -Хозяина Земли Русской - царя Николая. В раю, с Адамом и Евой жили все животные, в том числе и собаки. В Ковчеге с Ноем от потопа спасались все животные, в том числе и собаки. В Горнем Иерусалиме, будут не только ангелы и святые, но и животные. Об этом пророчествовал пророк Исаия:" Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будут есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь"(Ис.65,25). Если такие хищники, как волки, львы и змеи будут в Царстве Небесном, неужели там не будет самого верного людям животного - собаки? В книге Товит содержится повествование о том, как архангел Рафаил сопутствовал юноше Товии в его путешествии из Ниневии в Раги Мидийские и обратно. Так вот архангел Рафаил, который о себе свидетельствовал говоря:"Я -Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святого"(Тов.12,16)., не считал для себя зазорным путешествовать рядом с собакой. Написано:"И отправились оба, и собака юноши с ними"(Тов.5,17).Точно знаю, что живут собаки в жилищах, таких известных церковных людей, как митрополит Смоленский Кирилл, наместник Донского монастыря архимандрит Агафодор, диакон Андрей Кураев. Как видите, собаки живут и в домах священнослужителей, и вместе со святыми, и архангелы не чуждаются собак, и в Эдемском Саду они были, и в Ноевом ковчеге, будут они и в Горном Иерусалиме. Собаки не возникли сами собой, их тоже сотворил Господь. Все творение Божие хорошо. " И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма"(Быт.1,31) Поэтому, как написано в Деяниях Святых Апостолов, что очистил Бог, то не надо почитать нечистым.(см.Деян. 10,15). Думается мне, в свете всего вышесказанного, что те "горе-богословы" о которых пишет отец Алексий, не мудрее митрополита Кирилла, не духовней архимандрита Агафодора, не ученей диакона Андрея Кураева, не святей Царской Семьи, уж точно не святей архангела Рафаила и Самого Господа, Который сотворил собак и разрешил им жить в раю. В раю собаки были и будут, и это никак не оскверняет рай. Почему же собаки должны осквернять наши жилища? Наши дома и квартиры не святее рая.

Иерей Василий Хадыкин
Не строю в душе из себя недотрогу. И честно добавлю, характер - не мёд.             
                                                                                                    Вчера чёрный кот уступил мне дорогу и, сплюнув три раза, попёрся в обход..

Оффлайн Елена

  • Высокий уровень метаболизма, интенсивная работа нейронов, постоянные выбросы адреналина в кровь и ускоренный цикл Кребса.
  • Администратор
  • Да живу я тут
  • *****
  • Сообщений: 15766
  • Спасибо 57
    • Imperial Gold
Re: Собаки и Православная Церковь
« Ответ #2 : Апреля 24, 2008, 13:04:48 pm »
В одном из монастырей живет собака, подпевающая церковному звону


«Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150, 6)

Слова из этого псалма святого Царя и пророка Давида, которые Церковь поет во время Всенощного бдения, нашли неожиданное подтверждение в одном из Западно-Украинских монастырей.

Эту удивительную историю рассказали в одном из вечерних выпусков теленовостей. Жил себе пес по кличке Белый. Имя такое он получил из-за окраса шерсти. Отличалась эта дворняга злобно-агрессивным и драчливым нравом, чем будоражила всю сельскую округу. Со временем Белый переселился в мужской монастырь, но нрава своего не изменил, - оставался таким же злобным. В обители он выполнял функции сторожа. Но однажды с этой собакой случилась беда. Кто-то чуть не перерубил его топором. Белый был на пороге смерти, но братия обители выходили бедное бессловесное животное.

Со времени выздоровления нрав пса круто изменился. Теперь он забыл свою былую злобу, охраняет монастырское добро вполне дружелюбно, постится вместе с братией. Но самое удивительное, - Белый выучился петь. Если, конечно, так можно говорить о собаке. Как только зазвонят в монастырские била – колоколов в обители нет, Белый бежит к звоннице и, подняв свою острую мордочку, увенчанную коричневым носом к небесам, возносит свою, собачью, хвалу Господу, стараясь попасть в унисон с звуками била. Насельники монастыря, улыбаясь, говорят: «Всякое дыхание да хвалит Господа».

Многие люди, считающие себя православными, очень не любят собак, считают их низшими и нечистыми из всех животных. Но посмотрите, какой пример подает нам, наделенным разумом, эта бессловесная тварь.

Мы часто даже не замечаем, что ходим с разрубленной грехом душой и продолжаем жить как ни в чем не бывало – ходим в храм, соблюдаем посты, исповедуемся, а жизни своей не меняем, продолжаем жить во грехах. Пусть же пример пса по имени Белый послужит нам, людям, - венцу творения, к вразумлению и исправлению. Давайте тоже научимся славить Господа не только устами…

Не строю в душе из себя недотрогу. И честно добавлю, характер - не мёд.             
                                                                                                    Вчера чёрный кот уступил мне дорогу и, сплюнув три раза, попёрся в обход..