Отчего мы завидуем?
Кто засматривается на чужой стол, того жизнь — не жизнь: он унижает душу свою чужими яствами.
(Сир. 40, 30).
Где зависть и сварливость, там неустройство и все худое.
(Иак. 3, 16).
Охал дядя, на чужие деньги глядя.
Сосед спать не дает: хорошо живет.
В чужих руках пирог велик, а как нам достанется, мал покажется.
В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
Чужим здоровьем болен.
Русские пословицы.
Зависть – неудовольствие, испытываемое по поводу чужих благ; сострадание – неудовольствие, испытываемое по поводу чужих несчастий.
Преподобный Иоанн Дамаскин (VII-VIII вв.).
Зависть есть печаль о благополучии ближнего.
Завистливых можно узнать несколько и по самому лицу. Глаза у них сухи и тусклы, щеки впалы, брови навислы, душа возмущена страстью, не имеет верного суждения о предметах.
Если кто, однажды обвинив себя в зависти или ссоре, опять впадает в те же грехи, то пусть знает, что он внутренно болен первою причиною зависти или ссоры - славолюбием. И ему надобно врачевать недуг славолюбия противным - упражнениями в смиренномудрии (упражнением же в смиренномудрии служит занятие делами унизительными).
Святитель Василий Великий (330-379).
Кто хочет быть славен у людей, тот не может быть свободен от зависти; а имеющий зависть не может обресть смиренномудрия. Таковый предал душу врагам своим, и они вовлекают ее во многие грехи и губят.
Преподобный Исаия (IV век)
Зависти корень и начало есть гордость. Гордый, поскольку хочет выше прочих вознестись, не может терпеть, чтобы кто-нибудь ему равен, а тем более выше в благополучии был, потому и негодует о возвышении его.
Зависть — мучительная страсть и смеха или, скорее, плача достойна, ибо таким ядом дьявольским человеческое заражено сердце. Прочие страсти некое, хотя мнимое, услаждение имеют, а завистливый грешит, а вместе с тем и мучается.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).
Все прочие смертные грехи имеют целью какую-нибудь собственную выгоду; например, гордый хочет прославиться, сребролюбец ищет богатства, обжора хочет насытиться, беззаботный желает успокоиться, блудник стремится к сладострастию, яростный хочет отомстить. Но зависть ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого – убогим, счастливого – несчастным... С другой стороны, все другие смертные грехи доставляют какое-нибудь наслаждение, какую-нибудь радость тому, кто их творит; например, гордый радуется своей славе, сребролюбец – своему богатству, лакомка радуется при виде вкусных кушаний, ленивый рад праздности, блудник увлекается похотливостью, злобный удовлетворяется мщением врагу. А зависть не только не приносит тому, кого она обуяла, никакого наслаждения, никакой радости, а наоборот – печаль, и печаль неодолимую.
Завистью омрачился первый великий начальник ангелов, началовождь серафимов, «краснейший денница, утром воссиявающий»… Прекрасный ангел света стал страшным демоном тьмы; променял высочайшую честь на вечную муку и, лишившись светлой, боготканой одежды дарований, в которую Бог его облек, остался наг…
Святитель Илия Минятий (1669-1714).