Хамство непобедимо?
Термин «хамство» появился на свет благодаря Хаму, сыну Ноя. Означает он «грубость, наглость, неумение себя вести». Сегодня люди хамят друг другу в интернете, пользуясь анонимностью и безнаказанностью. Радиоведущие хамят дозвонившимся в студию слушателям (это даже считается хорошим тоном). Хамят продавцы и менеджеры, хамят «простым смертным» представители всех ветвей власти. Надо четко знать, как ответить обидчику, как противостоять хамству.
Инструкция1
Конструктивная критика. Следует отделять хамство от конструктивной критики. Хамство несет в себе негативный заряд, его цель – подорвать самооценку, разрушить вас психологически. У конструктивной критики задача совсем иная: сделать вас лучше, помочь исправить ошибки.
Как отличить критику от хамства? Критика может исходить только от самых близких людей, давно живущих рядом с вами, либо людей, являющихся специалистами в вопросе, которого касается критика. К критике стоит прислушаться. Компании платят огромные деньги специалистам-консультантам исключительно за возможность получить от них критику.
Хамить же – прерогатива чуждых вам и некомпетентных людей, пытающихся за ваш счет повысить собственную самооценку, статус, значимость в своих глазах и глазах окружающих, ставших свидетелями их хамства. Стоит ли переживать из-за такой «критики»? Но если хамство все же «зацепило», есть методы противостоять его разрушительному воздействию. Самое главное – не поддаться на провокацию и не начать спор с хамом.
2
Игнорируйте хама. Игнорирование – сильный прием. Хам нуждается в трех вещах – публике, внимании и обратной связи. Лишите его внимания и реагирования. Пропуская тирады хама мимо ушей, пересчитывайте пуговицы на его одежде, чтобы отвлечься. Все гадкое, сказанное грубияном, начнет относиться к вам лишь в том случае, если вы примете это на свой счет и возьметесь спорить, опровергать.
3
Напустите туман. Некоторые люди просто не могут удержаться от ответа хаму. Если вы относитесь к ним, воспользуйтесь приемом «напускание тумана». Перефразировав высказывание собеседника, ответьте на него самой общей фразой, содержащей в себе факты, которые никак не оспорить.
Рассмотрим пример. Продавец груш кричит на вас: «Ты чего мои груши лапаешь своими грязными ручищами?» Ваш ответ: «У каждого человека есть свой способ проверять спелость фруктов. К некоторым из них даже прикоснуться не успеешь, как они портятся». Еще одна подходящая случаю фраза в духе капитана Очевидность: «Разное качество товаров предполагает различия в цене».
Прием с «затуманиванием» предполагает творческий подход. Суть его в том, чтобы хам сам себя загнал в тупик, а вы начали получать удовольствие от словесной баталии.
4
Отстаивайте свои границы. Когда хамство «зашкаливает», требуется очертить собственные границы. Сделайте это фразами типа «Это абсолютно не моих правилах» или «Это противоречит мои принципам».
5
Используйте контрвопросы. Задавайте вопросы по существу сказанного хамом. Это могут быть вопросы «Откуда у вас эта информация?» «Почему вы так считаете?» «Почему лично вас это интересует?» При наличии публики (да и без нее тоже) большинство хамов все же примутся отвечать на них и постепенно загонят себя в тупик.
6
Соглашайтесь с хамом. Вам это согласие ничего не стоит. Вы не становитесь хуже, уродливее, если в трамвае с лучезарной улыбкой ответите хамящему вам неопрятному гражданину или гражданке «Вы абсолютно правы!» Зато после вашего согласия поток брани наверняка пойдет на убыль. А значит, в мире станет чуть-чуть спокойнее и чище.